Правила перевозки опасных грузов

 

Для чего нужны правила перевозки опасных грузов. Опасные грузы – это товары, которые в случае возникновения аварийной ситуации в ходе их хранения или перемещения представляют угрозу здоровью людей и окружающей среде. На сегодня число таких изделий превышает 3 000. Но, как было указано выше, вредоносными эти грузы становятся только при неправильном обращении с ними. Правила перевозки опасных веществ регулируются созданным по инициативе ООН европейским соглашением ДОПОГ.

Классификация опасных грузов

В зависимости от характера опасности и агрегатного состояния опасные вещества подразделяются на 9 классов:

    • взрывчатые и пиротехнические материалы (порох, патроны, капсюли, петарды, снаряды, мины, нитроглицерин) – под влиянием определенных факторов взрываются с выделением газообразных продуктов и большого количества тепла;
    • воспламеняющиеся, токсичные, химически неустойчивые и сжатые газы (аммиак, хлор, баллоны с горючим газом) – имеют разные свойства и могут привести к удушью, пожару, интоксикации организма и т. д.;
    • легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин, дизельное топливо, этиловый спирт или медицинские настойки на его основе) – моментально разогреваются и приводят к взрыву при неграмотном использовании;
    • вещества:
        • легковоспламеняющиеся твердые (спички, сера, нафталин) – загораются от внешних источников воспламенения;
        • самовоспламеняющиеся (активированный уголь, жмых, рыбная мука) – самопроизвольно нагреваются при контакте с воздухом;
        • выделяющие воспламеняющиеся газы (цинковая пыль, карбид кальция, амиды щелочных металлов) – в результате соприкосновения с водой образовывают газы, вступающие в реакцию с кислородом;
    • соединения, поддерживающие горение:
        • окисляющие вещества (азотные удобрения, раствор хлоратов, смесь надуксусной кислоты и перекиси водорода) – не горючи, но способствуют возгораемости других предметов и, выделяя кислород, увеличивают интенсивность пламени;
        • органические пероксиды (некоторые отвердители) – склонны к экзотермическому разложению при малейшем механическом воздействии;
    • вещества:
        • ядовитые (мышьяк, хлороформ, никотин) – провоцируют отравление человека при попадании на кожу или внутрь;
        • инфекционные (отходы больничного происхождения, диагностические образцы) – содержат патогенные микроорганизмы;
    • радиоактивные материалы (кобальт, изделия из природного урана, объекты с поверхностным радиоактивным загрязнением) – вызывают ионизирующее излучение в связи с высоким содержанием радионуклидов;
    • едкие кислоты, щелочи и другие субстанции (муравьиная, фосфорная и серная кислота) – поражают дерму, слизистые оболочки глаз и дыхательные пути, а также провоцируют коррозию металлических конструкций;
    • прочие вещества (литиевые аккумуляторы, двигатели внутреннего сгорания, сухой лед) – имеют низкую опасность, но в специфических условиях становятся пожароопасными или коррозионными.

Документация, необходимая для транспортировки опасных веществ

Внутрироссийское перемещение опасных грузов сопровождается следующими документами:

  • товарно-транспортной накладной, в которой указаны общие (наименование, количество и т. д.) и дополнительные (к примеру, значение контрольной и аварийной температуры) сведения об объекте;
  • письменной инструкцией, где дана памятка о свойствах транспортируемого товара и прописаны все меры, которые должен предпринять шофер при аварии;
  • паспортом безопасности вещества;
  • свидетельством о допущении ТС к перевозке опасных грузов;
  • ДОПОГ-свидетельством о подготовке водителя и водительским удостоверением;
  • радиационным и пожарным сертификатами;
  • техпаспортом;
  • талоном технического осмотра;
  • разрешением.

При продаже небезопасных изделий продавцом выписывается счет-фактура. При мультимодальных перевозках, выполненных с помощью контейнеровоза, оформляется свидетельство о загрузке контейнера/транспортного средства, которое подтверждает прочность закрепления и правильность размещения перемещаемого объекта.

При транспортировке грузов повышенной опасности необходимо специальное разрешение, действующее год. Его можно получить в Ространснадзоре, если путь авто проходит по федеральным трассам, в региональном органе исполнительной власти, если по дорогах регионального значения, в органе местного самоуправления, если по шоссе местного значения, и в собственника, если по частной дороге. Маршрут согласовывается не в ГИБДД, а в этих же организациях.

Подготовка груза к перемещению

Каждому опасному веществу присвоен свой код. Зная его, можно выяснить все нормы транспортировки конкретно этого груза. Данная информация изложена в таблице приложения А к ДОПОГ.

ПРИМЕР. Фура перевозит углерода диоксид (№ООН 1013) для криоабляции новообразований. Такой груз относится ко 2-му классу опасности. Его классификационный код – 2A (сжиженный газ удушающий). Он транспортируется под знаком 2.2 «Невоспламеняющиеся нетоксичные газы». Согласно специальным положениям 584 и 653, он не подпадает под действие требований ДОПОГ, если:

  • находится в газообразном состоянии;
  • содержит не более полпроцента воздуха;
  • перевозится в герметичных металлических капсулах, где его менее 25 г на всю тару или 0,75 г на каждый кубический сантиметр;
  • содержится в баллонах емкостью до 500 мл, которые имеют массу брутто максимум 30 кг, промаркированы надписью «UN 1013» и не хранятся вместе с другими опасными веществами;
  • доставляется в ограниченных или освобожденных количествах.

 

Газ помещается в трубки, барабаны под давлением, баллоны или их связки,, отвечающие условиям инструкции по упаковке Р200 и положений раздела 4.1.6. Он может быть упакован в комбинированную тару вместе с иными грузами своей или другой категории, если те не вступают с двуокисью углерода в реакцию, не подпадают под действие требований ДОПОГ и подходят для совместной упаковки.

Для перевозки вещества в цистернах используют транспортное средство АТ. Соединение относится к 3-ей транспортной категории. Это значит, что максимальное его количество на транспортную единицу не должно превышать 1 000 кг. В этом случае размещать информационные таблички, подготавливать письменные инструкции и оформлять для авто допуск не нужно. Идентификационный номер опасности газа равен 20 (газ ухудшающий или не представляющий дополнительной опасности).

На упаковку следует нанести информационные табло с номером ООН и знак опасности, на комбинированную тару с жидкостью, криососуд и тару с вентиляционными отверстиями – стрелки, показывающие, как правильно ставить емкость.

Требования к водителям, контактирующим с небезопасными изделиями

Для перевозки опасных веществ шофер должен иметь непрерывный стаж работы от 3 лет и пройти курсы обучения ДОПОГ, которые бывают:

  • базовыми по доставке грузов всех классов, кроме первого и седьмого, в упаковке;
  • специализированными:
    • по транспортировке товара в цистернах;
    • по перемещению взрывчатки и пиротехники;
    • по работе с радиоактивными материалами.

Во время движения водителю запрещено:

  • уклоняться от установленного маршрута;
  • осуществлять резкие маневры;
  • превышать скорость или обгонять транспорт, движущийся со скоростью от 50 км/ч;
  • курить и принимать пищу;
  • перевозить посторонние лица;
  • отходить от груза;
  • буксировать авто.

Если в пути произошла авария, водитель руководствуется письменной инструкцией, информирует аварийную службу и не подпускает к месту события людей. Если возникла поломка, он в течение двух часов сам пытается ее устранить, а если не выходит, вызывает машину технического обеспечения перевозок.

Требования к автомобилям, перевозящим опасный груз

Транспорт должен быть обозначен специальными оранжевыми табличками, благодаря которым можно понять, что именно везет автопоезд. На нижнюю часть знака наносится номер ООН груза, на верхнюю – код опасности. Последний состоит из нескольких цифр: первая уведомляет об основной опасности, вторая и последующие – о дополнительной. Цифра, повторяющаяся дважды, говорит об очень высокой опасности, а буква X перед началом кода – о свойстве вещества вступать в реакцию с водой.

ПРИМЕР. Идентификационный номер опасности сероуглерода (№ООН 1131) – 336. Две тройки говорят о том, что субстанция – сильновоспламеняющаяся жидкость, шестерка – о том, что она токсична.

На АЗС общего назначения может заправляться только тот автопоезд, который перевозит вещества класса 5, 6, 8 и 9. Всех другие тягачи останавливаются на расстоянии как минимум 25 м от заправки.

Ситуации, когда правила ДОПОГ не действуют

При доставке ограниченных или освобожденных количеств небезопасного товара из документов необходима только транспортная накладная, а из маркировочных знаков – «Ограниченные количества» и «Освобожденные количества» соответственно. Также следует придерживаться общих мер безопасности во время погрузки, движения и разгрузки автомобиля. Узнать, какая масса считается ограниченной и освобожденной, можно из колонок 7a и 7b таблицы A. Если после букв LQ и E стоит 0, никакие освобождения на этот вид груза не распространяются, если же другие цифры – возможны некоторые послабления при выполнении условий глав 3.4 и 3.5 ДОПОГ.

Кроме того, положения европейского соглашения всегда теряют силу при перевозке:

  • опасных веществ физическим лицом для собственных нужд или розничной торговли;
  • машин с небезопасными изделиями в их внутреннем оборудовании;
  • средств, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • газов, которые обеспечивают работу автомобиля или находящихся в нем приборов, используемых во время перемещения транспорта;
  • топлива в бензобаке машины;
  • газированных напитков и других продуктов питания, в составе которых присутствуют газы.

Особенности перевозки небезопасных веществ в составе сборных грузов

Опасные грузы одного или разных классов могут перевозиться на одном транспортном средстве, но только если они совместимы друг с другом. Это можно проверить по таблицам совместимости в главах 7.5.2.1 и 7.5.2.2. При этом нужно учитывать изъятия, связанные с количествами, перевозимыми в одной транспортной единице.

ПРИМЕР. Требуется доставить:

  • две стальные канистры* масла хвойного (№ООН 1272);
  • пять алюминиевых канистр масла смоляного (№ООН 1286);
  • восемь пластмассовых канистр масла сивушного (№ООН 1201).

*Объем всех используемых канистр составляет 60 л.

 

Смотрим по таблице совместимости, могут ли эти вещества ехать вместе. Так, у всех у них номер знака опасности 3, и их совместная перевозка разрешена. Все они относятся к 3-ей транспортной категории, то есть, максимальное общее количество для них равно 1 000. 120 л хвойного, 300 л смоляного и 480 л сивушного масел меньше этого числа. Их общий объем (900 л) также меньше 1 000. Соответствующие послабления имеют место быть.

Если транспортные категории у перевозимых грузов не совпадают, для определения их общего количества нужно руководствоваться этой табличкой, где x – количество вещества/изделия:

Транспортная категория  Действие
1x*50
1 (аммиак безводный, хлор, взрывчатое вещество ОНЧ, а также бризантное типа A, B, D, E)x*20
2 x*3
3x

Сумма полученных чисел не должна превышать тысячи условных единиц.

ПРИМЕР. Требуется доставить:

  • один алюминиевый барабан этилхлорацетата (№ООН 1181) емкостью 450 л;
  • два пластмассовых барабана хлорбензола (№ООН 1134) емкостью 450 л;
  • три стальных барабана эфира этилового (№ООН 1155) емкостью 250 л.

Первое вещество относится к классу 6, подклассу 1, второе и третье – к классу 3. Как видно из таблицы, вместе их перевозить возможно. Транспортная категория этилхлорацетата – 2. Значит, 450 * 3 = 1350. Хлорбензол принадлежит к 3-ей категории. Число 450 * 2 = 900 остается неизменным. Этиловый эфир – представитель 1-ой транспортной категории. 250 * 3 * 50 = 37 500. Если сложить полученные результаты, выйдет 39 750, что гораздо больше 1 000. Вывод: на эту перевозку освобождения не распространяются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заказать звонок

 

×
Расчёт стоимости

 

×
Свободная форма

 

×