Грузовые перевозки
всеми видами транспорта
по России и всему миру
Москва
ул. Соколово-
Мещерская, д. 25, оф. 407
Задать вопрос
+7 (495) 151-37-01
RU | EN

Таможенное законодательство

Самое большое влияние правила Инкотермс оказывают на российское таможенное законодательство. Большинство нормативных актов в российском правовом поле, содержащих в своем тексте упоминание правил Инкотермс относятся именно к докумнтам, регулирующим взаимоотношения таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.

Прежде всего, правила Инкотермс-2010 (как и предыдущая редакция этих правил) применяются для оценки таможенной стоимости товаров. Согласно действующему законодательству Таможенного союза первым и основным методом оценки таможенной стоимости является первый, определяющий стоимость согласно цене сделки. Именно исходя из определенной таможенной стоимости исчисляются таможенные пошлины, таможенные сборы и налоги.

Ценой сделки по определению таможенного законодательства ТС является сумма, фактически уплаченная покупателем или подлежащая уплате продавцу. Однако при разных базисных условиях поставки согласно правилам Инкотермс в цену товара при международной поставке могут включаться или не включаться разные элементы, такие как оплата транспортировки, страховка товара и так далее. Так если в цену, определенную по условиям Инкотермс-2010 включены затраты на транспортировку товара с территории зарубежного государства до места в центральной части России, то в таможенную стоимость товара положено включить только ту часть цены транспортировки, которая покрывает затраты перевозчика на доставку товара от продавца до границы таможенного союза.

В то же время при использование базиса поставки EXW импортер при исчислении таможенной стоимости товара обязан прибавить к цене продавца и затраты, понесенные по перевозке товара до границы ТС.

Таким образом, структура центы товара по внешнеторговому контракту не всегда будет совпадать со структурой цены для определения таможенной стоимости товаров.

Для облегчения исчисления таможенной стоимости, а следовательно и таможенных платежей российским участникам внешнеэкономической деятельности целесообразно отдельно формировать стоимость товара и отдельно расходы, понесенные на его транспортировку, причем последние должны еще и разделяться на расходы до таможенной границе и расходы, произведенные внутри таможенного союза.

Также различные условия поставки, определенные правилами Инкотремс-2010 возлагают на продавца или покупателя обязанности по таможенной «очистке» (таможенному оформлению товаров, как при экспорте, так и при импорте).

При выборе термина группы E (EXW) все обязанности как по таможенному оформлению экспорта из страны отправления, так и по таможенному оформлению импорта в стране назначения возлагаются на продавца.

При использовании терминов группы F обязанность выполнения таможенных формальностей, связанных с экспортом и необходимых для вывоза товара возлагается на продавца.

При использовании терминов группы С экспортные таможенные обязанности возлагаются на продавца, а импортирование товара является обязанностью покупателя.

При использовании терминов группы D таможенные формальность по импорте товара возлагаются на покупателя, но при использовании базиса поставки DDP обязанности по уплате как экспортных, так и импортных пошлин будут лежать на продавце.

Обязанности по таможенному оформлению товаров, возлагаемые на стороны контракта не только определяют, кто будет нести расходы по таможенному оформлению. Помимо чисто финансовой составляющей в распределении этих обязанностей есть и элемент определения момента перехода рисков по обеспечению международной поставки. В результате несвоевременного сформированного пакета документов или подачи неполного комплекта в таможенные органы вполне может произойти задержка ф оформлении, а, следовательно, и в поставке товара. Неверный выбор таможенной процедуры или неправильное применение методики определения таможенной стоимости товара при его импорте или экспорте может привести к задержанию груза на складе временного хранения и существенному удорожанию стоимости его доставки.

В правилах Инкотермс-2010 не определена ответственность стороны контракта за нарушение обязанностей по выполнению таможенных формальностей., которые необходимы при импорте или экспорте товаров. Ответственность за такое нарушение может быть определена согласно пунктам заключенного контракта, либо на основании норм права, применяемого для регулирования конкретного договора.

Как правило, при заключении внешнеэкономической сделки обязанности по таможенной очистке товара в стране отправления берет на себя компания-продавец, а таможенные формальности по импорту в стране назначения возлагает на себя компания-покупатель. Связано это с тем, что, как правило, компании более уверенно ориентируются в таможенном праве в стране своей регистрации. Кроме того национальным таможенным законодательством может быть прямо запрещено производство таможенного оформления компанией-нерезидентом. Кроме того оформление таможенной очистки может быть связано с налогообложением компании. Так при оформлении экспорта товаров как правило происходит возмещение НДС (налога на добавленную стоимость) ранее уплаченного при покупке товара на внутреннем рынке. Естественно, что больше возможностей по реализации права на возмещение НДС имеется именно у компании, зарегистрированной в стране отправления. Такие же нюансы сочетания налогового и таможенного законодательства могут появляться и при импорте товаров, вследствие чего разбираться с ними тоже будет легче компании, зарегистрированной в стране назначения.

Контейнеризация

В международной торговле модели взаимодействия между контрагентами складывались на протяжении веков. Однако, сформировавшиеся в последние годы торговые обычаи привели к значительному изменению способов торговли, что не могло не сказаться на корректировке международных правил торговли Инкотермс.

Так, существенные изменения на протяжении последних десятилетий претерпели традиционные способы обработки поставляемых товаров. С начала 1960-х годов в международной торговле, прежде всего при перемещении товаров морским транспортом все большую роль стала играть контейнеризация. Этот новаторский способ обработки грузов предусматривал подготовку и укладку грузов в транспортные контейнеры еще дол прибытия судна. Вследствие этого один из ключевых базисов поставки – FOB («свободно на борту судна») во многом потерял свой прежний смысл. Ряд специалистов даже начал приходить к выводу, что использование базисных условий поставки CFR, CIF и FOB может происходить исключительно при передаче товара перевозчиком непосредственно на борт судна, в то время как использование контейнеров делает товар обезличенным и позволяет использовать эти базисы.

Погрузка поставляемого товара в контейнеры, как правило, происходит в помещениях продавца. По повсеместно принятой торговой практике в один контейнер может помещаться несколько видов товаров, следующих до определенного места назначения. Перевозка сборных грузов в контейнерах пользуется огромной популярностью прежде всего из за свой дешевизны. Полностью загруженный контейнер, в котором могут находиться товары, следующие от разных покупателей разным продавцам перемещается на грузовой терминал в закрытом и опечатанном виде, а уже потом поднимается на борт грузового судна.

Вследствие этого в одном грузовом месте могут следовать товары, поставляющиеся по разным базисам поставки.

Если в случае полной загрузке товара, следующего от одного продавца одному покупателю имеет смысл использовать базисные условия поставки Инкотермс-2010, то при транспортировке сборных грузов сторонам следует подходить к заключению договора поставки и выбору ее базиса с особым вниманием. Задачей продавца должно стать четкое определение момента перехода риска утраты или повреждения товара. Особенно тщательно к этому вопросу нужно подойти при передаче товара перевозчику, который будет определен покупателем. В ряде случаем продавец не имеет возможности обязать перевозчика обращаться с товаров определенным образом и несет ответственность за риск на том этапе транспортировки по которому инструкции перевозчику определяет покупатель.

Карта перевозок