Грузовые перевозки
всеми видами транспорта
по России и всему миру
Москва
ул. Соколово-
Мещерская, д. 25, оф. 407
Задать вопрос
+7 (495) 151-37-01
RU | EN

Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор)

При упоминании во внешнеторговом контракте правил Инкотермс-2010 стороны соглашаются с принятыми на себя определенными обязанностями. В обязанность каждой стороны входит выполнение определенных действий в интересах другой стороны. Так в обязанности продавца может входить обеспечение страхования, перевозки или таможенного оформления поставляемого товара (как экспортных в стране отправления, так и импортных в стране назначения.

Существуют случаи, когда сторона контракта может быть освобождена от выполнения возложенных на нее договором обязанностей, либо от последствий их невыполнения. Такое освобождение может предоставляться согласно нормам права, применимого к данной конкретной сделке, в соответствии с условиями договора. При этом условия освобождения от ответственности в применимом праве, заключенном договоре могут отличаться от описанных в международных правилах Инкотермс-2010.

Так согласно Венской конвенции стороны контракта могут освобождаться от выполнения взятых на себя обязанностей при наступлении препятствий «находящихся вне зоны их контроля», которые невозможно было разумно предвидеть или предотвратить.

В Гражданском кодексе России такие обстоятельства определены в статье 410. Общее их название: «Форс-мажорные обстоятельства». Основная их характеристика – это чрезвычайность и непредотвратимость при существующих условиях, объективная непредвиденность и невозможность преодоления.

Наиболее часто к форс-мажорным обстоятельствам относят стихийные природные бедствия или катастрофы, такие как наводнения или землетрясения. Кроме природных сил к непреодолимым относят и социальные катастрофы: эпидемии, военные действия, массовые забастовки или беспорядки. К форс-мажору можно также отнести меры запретительного характера, накладываемые государственными органами: объявлении карантина вследствие массовых эпидемий или эпизоотий, объявление международных санкций, препятствующих торговле.

Как правило, в любом типовом внешнеторговом контракте существует ярко выраженная форс-мажорная оговорка, которая описывает освобождение каждой из сторон от ответственности. По смыслу такие оговорки обычно копируют ст. 79 Венской конвенции. Подобная оговорка имеется и модельном международном договоре поставки, разработанном Международной торговой палатой – автором правил Инкотермс-2010.

Следует отметить, что санкции государственных органов признаются форс-мажорными только в том случае, если они действительно носят непредвиденный характер. Это относится обычно к экстренно принимаемым мерам. Дополнения же и изменения вносимые в действующее законодательство и имеющие отложенный срок действия могут и должны предусматриваться сторонами при заключении контракта.

При введении экстренных продолжительных мер по ограничению экспортных или импортных операций покупатели или продавец может быть освобожден от выполнения своих обязанностей, а в случае, если ограничительные меры вводятся на определенный срок – дата выполнения обязанностей сторонами может быть скорректирована по взаимному соглашению путем подписания дополнений.

В Модельном (типовом) контракте, разработанном МТП в качестве срока, в течении которого сторона имеет право на прекращение договора называется период в шесть месяцев. Сами по себе правила Инкотермс-2010 не определяют обстоятельства, при возникновении которых обязанности сторон могут быть изменены или полностью прекращены, поэтому сторонам при заключении контракта необходимо прийти к соглашений, на основании каких норм права будет определяться факт возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Страхование

Обязанность по страхованию грузов, поставляемых по внешнеэкономическому договору отражена только в базисных условиях поставки CIF и CIP. При применении этих базисов поставки продавец обязано провести страхование грузов в пользу покупателя. При использовании любых других условиях поставки страхование поставляемого товара может осуществляться по взаимной договоренности сторон в случае, если они признают целесообразность такого уточнения обязанностей.

При внесении такого дополнения договор стороны должны исходить из терминов группы «С», в которой предусмотрена обязанность заключения продавцом договора на транспортировку товаров без дополнительного принятия рисков по повреждению или утраты перемещаемых товаров.

На основании терминов группы «С» страхование обычно происходит при минимальной сумме покрытия, которая превышает реальную стоимость товаров на 10%..

Также термины группы «С» не отрицают возможность самостоятельного достижения сторонами договоренности о процедуре страхования перемещаемого груза.

Если у покупателя нет необходимости производить реализацию товаров во время их перемещения то заключение договора по страхованию грузов может являться дополнительной гарантией покупателю в то время, когда риск утраты или повреждении товаров находится в зоне ответственности продавца. Страхование товаров при использовании терминов групп «F», «С» и «D» может лежать и в области интересов продавца. При этом зона ответственности может простираться до момента передачи товаров. Естественно, что при использовании термина EXW такой заинтересованности у продавца нет.

Карта перевозок